lika_michailova (lika_michailova) wrote,
lika_michailova
lika_michailova

Убийца предупреждает:убийство опасно для вашего здоровья .2

Сага о наркотиках (продолжение).
                                                                                             Игры и забавы

Совершенно в том же духе и игры,предлагаемые программами. Обучающим играм, кстати,отводится особое место,ведь,по мнению авторов программы «Я хочу провести тренинг»,если преподносить материал в игровой форме,он усваивается почти в полном объеме – на 70 процентов9. Оставим эту цифру на совести авторов. Думаем,она справедлива разве что для учеников вспомогательных школ. Но сутью получаемых в игровой форме знаний,на наш взгляд,следует заинтересоваться всем,и в первую очередь родителям. Например,создатели программы «Я хочу провести тренинг» хвалятся,что «проигрывание ситуации “Во время вечеринки с дачи вернулись родители” позволяет усвоить навык уборки территории в течение 30 секунд»10.

Хороши наставники! Учат детей обманывать родителей и еще имеют наглость этим гордиться. Во все времена воспитание детей не мыслилось вне солидарности взрослых – учителей и родителей. Они были (и должны быть!) заодно в порицании детских пороков. Это основа нормального воспитания. Кому выгодно нарушать солидарность взрослых и, напротив,солидаризироваться с детьми в их желании скрыть от папы с мамой дурное? – Разумеется,преступникам,ведь они таким образом заполучают как жертв,так и подручных. Поэтому педагогам,которые по старинке привыкли доверять методическим материалам,сегодня следует подходить к ним критически и почаще спрашивать себя, кого и для чего они воспитывают.

А вот весьма характерное игровое упражнение «Табу»,кочующее из пособия в пособие:«В круг ставится закрытая шкатулка или кувшин с заклеенным горлышком. Ведущий говорит:“Там лежит то,что нельзя” (сохраняем текст оригинала. Скорее всего,эти нерусские обороты – следствие непрофессионального перевода с какого-нибудь иностранного языка. – Авт.). И предлагает каждому как-то проявить себя по отношению к этому предмету. Каждый поступает,как считает нужным» (курсив наш. – Авт.)11.

Прежде чем разобрать,что подспудно сообщает детям эта простенькая игра,напомним читателям смысл слова «табу». Табу – это особо строгий запрет,который,во-первых,не предполагает рациональных,прагматических объяснений,а во-вторых,не допускает,что по отношению к нему каждый (тем более ребенок!) будет «поступать,как считает нужным». А уж если кто по слабости душевной или по безрассудству нарушит табу,то обязательно навлечет на себя суровую кару. Этот важнейший стереотип присутствует в культурах всего мира и преподносится ребенку с раннего детства в сюжетах множества сказок,мифов,легенд,притч,реальных жизненных историй. Вот,например,Персей,которому при взгляде на Медузу Горгону грозила опасность обратиться в камень;жёны Синей Бороды,которым под страхом смерти нельзя было проявлять любопытство к определенной комнате;Иванушка,попивший запретной водички и ставший козленочком…Да,наверное,добрая половина всего мирового фольклора дает примеры трагических последствий нарушенных табу!

А тут? Кто хочет,нарушает запрет (по признанию авторов программ,это делает больше половины группы!),весело поясняет,почему ему так захотелось,и… ничего не происходит,все в порядке! Понятие табу тем самым девальвируется. Ребята усваивают,что запрет – это глупый пустяк. А игра,напоминаем,привязана к теме наркотиков…

Пожалуй,ничуть не хуже и игра «Ассоциации». В ней группе школьников дается задание:«Назовите одно-два слова,которые приходят вам на ум,когда вы слышите “наркотики”,“наркомания”,“зависимость”. После этого все названные ассоциации обсуждаются…и описывается миф о наркомании в нашей культуре,исходя из возникших ассоциаций»12.

С мифами мы уже более или менее разобрались. Как вы догадываетесь,«мифами» будут сочтены охранительные установки,касающиеся наркотиков. А вот насчет ассоциаций кое-что полезно разъяснить. Здесь идет работа со сферой бессознательного,которая,понятное дело,несет в себе отнюдь не только благие помыслы. Кому-то придет в голову ассоциация «смерть»,а кому-то,напротив,«кайф»,«круто»,имя рок-певца или словосочетание «будущее человечества»,тем более что в каждом классе есть дети,которым нравится шокировать публику. Они еще и не такое скажут на потеху одноклассникам. А обнародованная ассоциация из индивидуальной превращается в общую. Кто-то – и даже большинство! – на уровне сознания не согласится с тем,что наркотики – «будущее человечества». Но ассоциацию эту запомнит. И она вполне может войти в его бессознательное. Туда ведь всякая пакость входит обычно без спроса,так что пятнадцатиминутная игра в «Ассоциации» – грамотный сеанс нейролингвистического программирования.

Следующий «достойный пример» – игра «Шприц». Не правда ли,само название уже вдохновляет? «Каждый из участников по кругу предлагает соседу,сидящему слева,уколоться наркотиком…Предлагающий убедительно уговаривает,второй должен аргументированно отказаться. И так по кругу. В конце обсуждаются удачные и неудачные моменты»13.

Здорово наркомафия устроилась! Школа юных дистрибьютеров прямо в стенах общеобразовательной.

Переходим к игре «Марионетка». Тут всё более завуалировано.



Один ребенок изображает куклу-марионетку,два других – кукловодов. Человек,который играет куклу,не должен сопротивляться тому,что с ним делают «кукловоды» (а их задача – перевести его с одного стула на другой,находящийся на некотором расстоянии). «Очень важно,– предупреждает будущих тренеров программа “Я хочу провести тренинг”,– чтобы на месте “марионетки” побывал каждый (!) участник» (c.177). В конце забавы,естественно,обсуждение:что чувствовали участники в роли куклы? Понравилось ли им это чувство?

Данная игра также нацелена на растормаживание бессознательной сферы и подогревает мазохизм,который может дремать в ком-то из детей. Так он,может быть,никогда и не проснулся бы,а после подробной чувственной проработки,да еще прилюдно,да еще в словесной форме может очень даже пробудиться. На уровне сознания ребенок будет отдавать себе отчет в том,что попадать в зависимость плохо. Но вдруг сладостные воспоминания окажутся сильнее? А мазохизм,тяга к саморазрушению – это одна из определяющих черт в портрете наркомана.

Ну,и на закуску поиграем (целых 45 минут!) в игру «Дискриминация». Начали! «Участники делятся на пары. Один из пары садится в круг,второй встает за ним. На каждую пару выдается табличка с надписью,которую могут видеть все,кроме этой пары. Участники должны с помощью вопросов,фраз или комментариев дать понять паре,что написано на табличке. Примеры надписей на табличках:

– Не могу сдержать сильного полового влечения.

– Я принципиально не предохраняюсь.

– Я – наркоман.

– Я – алкоголик.

– Я сделала несколько абортов.

– Аборты нужно запретить.

– Я люблю динамить.

– Я – ВИЧ-инфицированный.

– Я колюсь.

– Я во всем слушаюсь маму.

– Я против секса до брака.

– Я гомосексуалист14.

Потом,как водится,обсуждение и вывод о недопустимости дискриминации. Позвольте на сей раз обойтись без комментариев.

Борьба с наркоманией по-министерски

Взопревший от учебно-ролевых игр читатель может задать вполне уместный вопрос:что на все это скажет Министерство образования? Мы знаем,что оно скажет. Дескать,да,все это ужасное безобразие,но образование-то у нас нынче вариативное,а потому нередки случаи самодеятельности,встречаются недоработки. Но мы,Министерство,здесь ни при чем. Мы,наоборот,разработали прекрасную концепцию,которая называется «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

Конечно,посмотрим. Она ведь у нас есть,и мы даже упомянули о ней в начале статьи. Как всегда,в таких документах очень много устрашающих цифр,общих слов и туманных фраз. Но если вычленить суть,можно увидеть следующее. За основу министерской концепции взята,как они сами выражаются,«стратегия сдерживания»,поскольку «ставить сегодня вопрос о полном предупреждении злоупотребления наркотиков (сохраняем падежные окончания оригинала. Кто мы такие,чтобы поправлять Министерство образования? Вероятно,оно уже пользуется новыми правилами русской орфографии,с которыми мы просто пока не знакомы. – Авт.) и избавления от наркомании абсолютно нереально».

Так и написано:«абсолютно нереально»! Отличная,четкая,жесткая формулировка! Наркомафия отдыхает.

Впрочем,не будем ерничать,вначале узнаем,в чем заключается эта «стратегия сдерживания». Сам термин,честно говоря,скорее из военного лексикона,чем из образовательного. В каких случаях в военных штабах разрабатывают стратегию сдерживания? Когда силы противника преобладают настолько,что о победе не может быть и речи,и главная задача – не допустить захвата новых территорий,то есть Министерство фактически объявило,что нашей страной управляют наркодельцы,ибо их силы настолько превосходят силы государства и общества,что ни правительство,ни армия,ни милиция,ни суды – никто не в состоянии с ними справиться.

Заметьте,что «сдерживание» – это даже не «снижение». Следовательно,Министерство ставит задачу поддержания числа наркоманов хотя бы на сегодняшнем уровне. Теперь посмотрим,что это означает. Как известно,среди наркоманов очень высокая смертность. А если так,то для сохранения прежнего уровня необходимо довольно существенное пополнение рядов,которое,главным образом,происходит из числа подростков. Получается,что сама постановка вопроса уже предусматривает немалое количество новых жертв. И это еще не все! Смертность в среде наркоманов растет (прежде всего за счет распространения гепатита В,туберкулеза и СПИДа). Выходит,чтобы обеспечить «сдерживание»,статус-кво,нужно постоянно наращивать и темпы наркотизации?

Но и это еще не полная правда о «сдерживании». По свидетельству специалистов,в процессе наркотизации общества есть определенные закономерности:сначала кривая роста резко подскакивает вверх,а затем наступает стадия относительной стабилизации,так называемое «плато». Именно в этой стадии находимся сейчас и мы. А если это так,то получается,что «сдерживание» обеспечивается само собой,безо всяких концепций и программ. Зачем же,спрашивается,тратить на них столько усилий и средств? И почему бы,если уж силы и средства затрачивать,не задаться целью снизить число наркоманов? Снизить ощутимо,чтобы все общество это увидело не только по отчетам,на бумаге? Уж,наверное,после революции условия для борьбы с наркоманией были намного хуже сегодняшних,но ее побороли. Захотели – и побороли. Остается только сделать вывод,что сейчас хотят противоположного.

Только не надо песен про «железный занавес». В Таиланде нет никакого «железного занавеса». Но и наркоторговли нет,потому что есть очень строгие законы. В Турции конопля растет прямо вдоль дорог,страна открытая – дальше некуда,но как только началась наркотизация молодежи в крупных городах,законы резко ужесточили. И теперь там опять вполне нормальная ситуация.

Впрочем,даже если число наркоманов благодаря «стратегии сдерживания» вырастет в десять раз,Министерство выйдет из положения. Ведь оно предусмотрительно включило в статистику две цифры:официальное число наркоманов и неофициальное,«по данным специалистов»,так что всегда можно будет сказать,что теперь наркозависимых просто чаще ставят на учет,а в реальности число нисколько не изменилось.

Министерство даже не считает нужным скрывать,что оно берет на вооружение голландскую стратегию «снижения риска». (Помните? «Начал – прекрати,не хочешь прекращать – колись грамотно,гигиенично».) Оно собирается обеспечить детям «свободу выбора» (между жизнью и смертью!) при «максимальной информированности». В переводе на русский это значит,что школьникам будут развенчивать «мифы» о наркотиках и подробно рассказывать об их воздействии,конечно,под предлогом предупреждения о возможных негативных последствиях! Но уже многократно подтверждалось,что информация о наркотиках оказывает парадоксальное воздействие:чем больше знаешь,тем больше хочется. Эта парадоксальная закономерность особенно применима к подросткам и молодежи. Она была прекрасно известна советским наркологам,которые предупреждали,что любая информация о наркотических веществах должна быть максимально закрытой для общества.

Но,может,мы все-таки преувеличиваем,сгущаем краски? Увы,дальнейший текст концепции не оставляет такой надежды. Главная альтернатива наркомании,заявленная Министерством,– это «здоровый образ жизни» и «общечеловеческие ценности». Для тех,кто еще не полностью овладел министерским новоязом,поясняем:«здоровый образ жизни» – синоним порядком уже дискредитированной валеологии (о валеологах в концепции прямо говорится,что они будут теперь бороться с наркоманией). Что ж,это совершенно в духе рассмотренных нами программ:в них тоже все подается под соусом здорового образа жизни и общечеловеческих ценностей. Запредельное по своей непристойности упражнение «Дискриминация»,превращающее урок в сатанинский шабаш (только представьте себе на минуту похабные реплики,которые,глядя на таблички,будут отпускать подростки,их гогот,их жесты!),– это как раз утверждение «общечеловеческих ценностей»:толерантности,терпимости,плюрализма,политкорректности. Будь ты трижды педераст,болей СПИДом,занимайся проституцией (весьма корректно поименованной в программах «секс-бизнесом»),– ты такой же как все,мы тебя ни в коем случае не осуждаем. Как,впрочем,и дуреху,которая не хочет секса до брака,а то и вовсе слушается маму. Каждый имеет право сделать свой выбор.

«Общечеловеческие ценности» внушает и история про Володю и Катю. А упражнение «Мифы» «помогает выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении наркотиков»,то есть учит ребят «здоровому образу жизни». Упражнение «Табу» «позволяет участникам понять,как они относятся к запретам». И упражнение «Шприц» вполне в русле «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»,которой предусматривается «внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий,обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков».

Наркомафия рукоплещет

Чтобы окончательно понять,какая промывка мозгов предстоит нашим детям,очень полезно ознакомиться с составом представительнейшей международной конференции прямо по нашей тематике – «Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни и профилактики наркозависимости подростков и молодежи» (М.,1999). Председательствовала на ней Е.Е. Чепурных,заместитель министра образования и национальный координатор международного проекта «Половое воспитание российских школьников». По этому проекту с 2000 года во всех школах России с детьми должны были прямо на уроках говорить о том,о чем до сих пор говорят только в подворотнях,и учиться «безопасному сексу». Но после разразившегося в обществе скандала проект шустро переименовали,и теперь он называется…угадайте как? – Правильно! «Основы здорового образа жизни». Ведь «общечеловеческое» понятие здорового образа жизни нисколько не противоречит подростковому разврату. Хочешь – пожалуйста! Но «цивилизованно»,изучив брошюру «Твой друг – презерватив»,выпущенную Российской ассоциацией «Планирование семьи»,сотрудница которой И.Л. Алесина тоже украсила своим докладом эту конференцию. Приехали туда и работники Ярославской медико-педагогической школы,так «просвещавшие» детей,что родителям пришлось обращаться в прокуратуру. «Засветились» там и автор множества сексуальных пособий для детей И.И. Соковня-Семенова,и «Врачи без границ»,и масса валеологов,тоже с пеной у рта отстаивающих «общечеловеческие» ценности «планирования семьи» (то есть абортов и контрацепции),в том числе и теоретик здорового образа жизни Н.К. Смирнов,который несколько лет назад в весьма нездоровом исступлении кричал нам в лицо,что секс-просвет (читай:развращение детей) все равно придет в школы,как бы мы этому ни препятствовали (будто речь шла о луче света,через все преграды пробивающемся в темное царство).

Таким образом,на конференции по наркотикам все эти «половики» нашли друг друга. И вы не должны удивляться,обнаружив в программе по профилактике наркомании пропаганду «безопасного секса». Это,как шампунь и кондиционер в одном флаконе. Это,может быть,самая главная «общечеловеческая ценность».

Наркомафия,шалея от восторга,вопит «брависсимо». Еще бы,она ведь лучше нас знает,как быстро «просвещенные» ребятишки прибегут к ней за товаром!

И. Медведева и Т.Шишова        http://www.ruhills.ru/




Tags: наркомания
Subscribe

  • Про идеологию системы

    Подобная история потрясла меня в далеком 2013 году. Чуть ли не годовалова малыша "спасли" от матери, ну само собой наркоманки. И всех "отказников"…

  • Прекрасная и далёкая

    Сегодня маме исполнилось бы 75. Она ушла три с половиной года назад. А я была абсолютно уверена, что пока есть я и сестра, мама будет жить вечно.…

  • Семимильными шагами к ...

    У всех есть дети, внуки, племянники. В конце концов дети быстро растут и вот уже новое поколение страны. За тридцать лет (с 90-х) по учебникам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments