lika_michailova (lika_michailova) wrote,
lika_michailova
lika_michailova

Categories:

Музей Екатеринбурга. Каслинское литье.

Оригинал взят у kivaanna в Музей Екатеринбурга. Каслинское литье.
Оригинал взят у vita_colorata в Музей Екатеринбурга. Каслинское литье.
История екатеринбургского музея началась с деятельности  Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) в последней трети 19 века. Естественнонаучное собрание УОЛЕ превратилось в Областной краеведческий музей, а художественная коллекция этого же общества стала основой Свердловской картинной галереи.
После закрытия Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года в музей УОЛЕ поступило полтора десятка чугунных отливок Каслинского завода. Они положили начало уникальной коллекции чугунного художественного литья, составляющей сегодня центральную часть экспозиции музея. Самым большим экспонатом является поступивший в Каслинского завода в 1922 году павильон .
В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду – Большую золотую медаль.















                                                  





Кроме монументального павильона коллекция содержит более двух тысяч предметов каслинского литья, переданных в 1926 году двумя организациями "Гормет" и "Уралмедь" и еще 466 предметов , полученных в 1931 году из "Востокостали.



Скульптура, предметы для архитектурного декора фасадов изготавливались на заводе города Касли Челябинской области. История города Касли  начинается в 1747 году, с закладки чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере.
Указом от 1736 г. частным промышленникам было разрешено покупать земли у местного башкирского населения. Канцелярия Главного правления уральских горных заводов в 1745 г.  опубликовала обращение к частным лицам с призывом осваивать рудные богатства Башкирии. В ответ на это обращение посадский человек из Тулы купец Яков Родионович Коробков – (внучатый племянник первой жены Акинфия Никитича Демидова – младшего, и самого деятельного сына Основателя династии Демидовых – Никиты Антуфьевича Демидова) 15 мая 1746 года заключил с Оренбургской канцелярией контракт на строительство железоделательного завода.
В 1747 году Яков Коробков заложил на Каслинском истоке (башкирское название этой реки – Кургулак) между озерами Большие Касли и Иртяш чугунолитейный и железоделательный завод в Исетской провинции. 18 августа 1749 года завод был пущен и за месяц дал 6 тыс. пудов железа (кроме чугунного литья). Вокруг завода вырос поселок с населением около 600 душ, состоящий из нескольких слобод, который до 1942 года назывался Каслинским заводом. Это был особый, достаточно замкнутый заводской мир со своими традициями, нравами и обычаями.



В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов. Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.

                                                       

Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами. Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики.







                                                           

                                                           

                                                           



В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств: М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт, которые не только предоставляли свои модели для тиражирования, но благодаря их стараниям среди моделей завода появились произведения и других известных ваятелей. Таким образом, установилась связь каслинского художественного литья с общим развитием русской скульптуры второй половины XIX века.



                                                             

                                                              

                                                              
                                                

С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах.


Сведения о каслинском литье с сайта :http://www.kac3.ru/history/

Tags: Россия, культура, прекрасное, счастье жить
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments